Григоре Григориу: день Зобара

Григоре Григориу Несмотря на то, что так и не попу-чип официального звания народного артиста, был он настоящим любимцем широких масс не только в родной Молдавии, но и во всей нашей некогда необъятной стране и за её пределами. Специальное актёрское образование ему для этого не понадобилось

Сочиняя сценарий к фильму «Табор уходит в небо», Эмиль Лотяну в роли Лойко Зобара видел только Григориу, несмотря на то, что худсовет «Мосфильма» настаивал на своей кандидатуре. Но как режиссёр отстоял Светлану Тома, заявив, что без неё фильм вообще снимать не будет, так продолжал «пробивать» и ещё одного «своего» актёра.
Современники, вспоминая о режиссёре, говорили, что отличался он не только властным характером, но и предпочтением работать с актёрами, на игре которых не лежал бы отпечаток чужой руки.

«Нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно»

Впервые игру Григориу Лотяну увидел в спектакле «Без вины виноватые». Увидел и не мог отвести взгляда — высокий, красивый, черноволосый актёр поразил режиссёра своими долгим весомым взглядом и длинными паузами, за которыми, как чувствовал Лотяну, скрывается что-то большее. После спектакля он подошёл к актёру, решив пригласить его на пробы к одной из главных ролей в своём фильме «Красные поляны». «И вот стоит передо мной молчун-красавец -живая античная статуя, занесённая судьбой в славный периферийный театр города Бельцы», -вспоминал о встрече с Григориу Эмиль Лотяну.

Несмотря на то,что Лотяну увидел Григориу хоть и на «периферийной», но сцене, актёр не был профессионалом, начав свою карьеру в скромном каушанском межколхозном театре. Создавались в ту пору межколхозные объединения по мясу, молоку, виноградарству, и театр не забыли.
Каушаны — село на юге Молдавии, где в 1941 году, в апреле, когда вся земля покрывается цветущими лесами, садами, виноградниками, степями, и родился Григоре.
В детстве катался на лыжах, сделанных из бочечных досок, с самых высоких холмов, скакал верхом на лошади, увле­кался и спортом,проявив незаурядные способности боксёра среднего веса,и сам обучился игре в шахматы. А ещё, обладая от природы хорошим, музыкальным слухом,записался в хор, ради занятий в котором проделывал путь в десяток километров, не­сколько раз в неделю.

По воспоминаниям родных, любил Гришуца вместе с дедом разыгрывать сценки: «понарошку» спускался в погреб, делал вид, что наливает вино в стаканчик и даёт его деду, которое тот с удовольствием «понарошку» выпивал. Такие мини-спектакли они разыгрывали постоянно. Юное дарование рассмотрел не только родной дед, но и соседи, потому неудивительно, что по вечерам он стал выходить на каушанскую сцену, а днём работал в ремонтной мастерской.
В 17 лет, несмотря на протесты родителей, видевших в будущем сына на месте начальника станции, уехал в Бельцы, где принял участие в конкурсе, объявленном в местном театре, после которого его и зачислили на должность артиста драмы.

Здесь, после распределения Кишинёвского театрального института, играла молодая актриса Екатерина Ботнарюк. Увидела Григориу и «пропала», а жениху,приехавшему за ней из Кишинёва, объявила, что полюбила другого. Семейная легенда Григориу гласит, что женихом, которому отказала красавица, был будущий президент Молдовы Пётр Лучинский.

«Точно его ковали из одного куска железа с конём»

Будучи с детства лихим наездником, Григориу все трюки в «Таборе» выполнял сам: скакал галопом, поднимал лошадь на дыбы, а на рассвете, когда все спали, шёл через весь городок, где снимали фильм, в конюшню. Чистил коня, седлал его и ехал верхом на съёмочную площадку — так входил в образ цыгана.
Сцену, когда Рада отталкивает Зобара и они летят по косогору в реку, снимали на крутом берегу Тисы глубокой осенью. Но неожиданно для всех, река в том месте, куда они упали, оказалась глубокой. Чувствуя, что не достаёт до дна, Григориу тем не менее не выпускал из рук свою партнёршу, пытаясь выбраться на берег. Видя, что их уносит быстрым течением, съёмочная группа хотела броситься на помощь. В ответ лишь слышала крик актёра, чтобы не останавливали съёмку. В итоге благодаря нечеловеческим усилиям они выплыли. Григориу поднял Светлану на руки,и,сверкая улыбкой, вынес её на берег. Эти кадры и вошли в фильм.
Лишь однажды испугался бесстрашный актёр — на съёмках финальной сцены. На репетиции ему объяснили, в какое место бить ножом -туда подложи­ли специальную пластину. Но нож вошёл настолько мягко, что актёр решил — он на самом деле убил партнёршу. Поэтому ужас на лице «Зобара» настолько естественный.

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звёзды, горят, а улыбка — целое солнце»

Фильм «Табор уходит в небо» произвёл фурор не только в Советском Союзе, где его в год выхода посмотрели 65 миллионов человек. Фильм отметили на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Праге, Белграде, Париже.
На актёров обрушилась настоящая слава. Светлану Тома журнал «Огонёк» назвал лучшей актрисой 1976 года, а Григоре Григориу со всей страны слали письма,на которых было написано: «Зобару». И все доходили!
В самой Молдавии, видя своего героя воочию, мужчины звали его в гости, женщины меч­тали дотронуться хотя бы до его одежды. Даже закарпатские цыгане не иначе как «Зобар» к нему не обращались.
Лотяну не любил расставаться с открытыми им актёрами, снимая их в каждой своей ленте. Но нельзя сказать, что режиссёр «приватизировал» Григориу. С его лёгкой руки Грига — как называли актёра друзья -заметили и оценили режиссёры не только Советского Союза, но даже и за границей.Зачастую он снимался без перерыва.
А в Кишинёве его ждали двое сыновей и верная жена Катя. Позже она признается старшему сыну: её любовь к мужу была окрашена грустью, ведь она ждала его всю жизнь.

«И запомни, что закат приходит тогда, когда его совсем не ждёшь»

Но пришли 90-е, которые, увы, не только для нашего кинематографа оказались губительными. Григоре, как и многие его коллеги, оказался не у дел. Пробовал заниматься бизнесом, но прогорел. Потом умерла Глуокое упрямое молчание, которое всегда в нём таилось и отделяло его от шума и суеты, не позволяло делиться горем даже с близкими друзьями.

Но вдруг по­казалось, забрезжил свет, когда его любимому учителю и режиссёру Эмилю Лотяну удалось запустить в производство на «Мосфильме» новую картину «Ярь». Для Григориу была написана роль,уже проходили пробы актёров на другие роли, подбирались площадки для съёмок, шили Костюмы и заказывали декорации. Лотяну успел съездить в Болгарию,где решались вопросы по поводу съёмок фильма. А по возвращении в Москву прямо в аэропорту потерял сознание. Его забрали в больницу, где он умер спустя неделю -18 апреля 2003 года. Рак четвёртой стадии не оставил никакого шанса. Для всех, кто близко знал режиссёра, был шок.
Всегда молчаливый, порой даже суровый Григориу на похоронах плакал, как ребёнок,больно переживая утрату.

«Живи, Зобар, долго… И да придёт твоя смерть вовремя…»

И всё же жизнь продолжалась. Взрослые сыновья пошли по его стопам — старший Октавиан стал режиссёром, младший Траян актёром.
Сам Григоре попытался создать новую семью, познакомившись с женщиной моложе амур, себя, но по своей сдержанности отношения не афишировал. А в конце года, в декабре, поехал на охоту. В машину, в которой он ехал, врезалась встречная. Удар пришёлся на то место, где сидел актёр.
По воле судьбы он погиб в один год со своим режиссёром — 21 декабря 2003 года.
А ещё через полгода в авто­катастрофе погиб его младший сын Траян. Судя по публикациям в местной прессе, на родине Григоре Григориу воздвигли ему памятник. И он это заслужил, пронеся славу советского искусства через континенты. Простой паренёк, «самородок», выросший из межколхозного театра.

загрузка...