Тысяча и одна муза Лопе де Вега


И современников Лопе де Вега, и нас, потомков, не может не изумлять его плодовитость как писателя: перу великого испанца принадлежат более двух тысяч произведений — стихотворений, романов, драм и комедий.

А живительным солнцем, музой удивительной фантазии писателя служила любовь. Лопе де Вега — уникальный пример человека, чье творчество питалось почти исключительно жарким пламенем любовных драм и коллизий, переживаемых им в реальности. 0 некоторых из них мы и расскажем…

Лопе де Вега практически идеально соответствовал характеристике одного из самых сильных знаков зодиака — Скорпиона, которому присущи сила воли, яркая эмоциональность, мощное творческое начало и гиперсексуальность. Люди, рож­денные под этим знаком, отличаются крепким здоровьем и хорошей интуицией, а их свершения часто граничат с чудом.

Если соотнести количество сочинений Лопе де Вега и число прожитых им лет (он умер на 73-ем году жизни!), то получится, что на создание одного произведения он тратил в среднем около 10 дней! А по собственному признанию де Вега, более ста комедий написаны им всего за сутки каждая! Немудрено, что современники относились к поэту как к существу, обладающему сверхъестественными возможностями. А в наше время Лопе де Вега занял достойное место в «Книге рекордов Гиннесса».
Такая невероятная литературная плодо­витость изумительна тем более, что пи­сатель прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр. Жажду приключений в великой стране Любовь не утолило и принятие сана свя­щенника, и даже принадлежность к ин­квизиции!..

Просто Лопе де Вега не мыслил жизни без любви. И любвеобильность его, казалось, не знала границ — это был истинный донжуан. Была в его жизни любовь возвышенная — такая, о которой писали Данте и Петрарка. Была и любовь «обычная» — вспыхивавшая в сердце страстного мужчины, одаренного пламенным темпераментом, на миг. Или на месяц… Лопе де Вега не только не мыслил жизни без любви, без нее он не мог и творить. Жарко пылающий костер любви был его вдохновляющей Музой, неиссякаемым источником творчества.

Юность поэта, или герой-любовник.

Литературная деятельность сына ремес-ленника-золотошвея, родившегося в 1562 году, началась очень рано. В десятилетнем возрасте он перевел в стихах эпическую поэму знаменитого древнеримского писателя Клавдиана «Похищение Прозерпины». А первое самостоятельное произведение, пьесу, написал в тринадцать лет, и называлась она очень символично — «Истинный лю­бовник»! Уже с этого времени де Вега за­рабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом.
Так же рано начались и близкие отно­шения будущего мэтра поэзии и драма­тургии с женщинами. К семнадцати годам юный «полководец» уже одержал несколько любовных побед!

Однако «настоящие» приключения пришли в жизнь Лопе де Вега, когда он обучался в университете в Алькала-де-Энарес (нынешнем пригороде Мадрида). Юный поэт влюбился, но жгучая красавица — предмет его откровенных воздыханий — не оценила ни его притязаний, ни посвященных ей стихотворений. И тогда вместо пылких признаний в любви из-под пера разочарованного романтика появились стихотворные сатирические памфлеты на семью отвергнувшей его возлюбленной. Сатира возымела действие — правда, не то, на какое рассчитывал юный памфлетист: за неумеренную дерзость ему запретили 10 лет появляться в Мадриде, и об окончании университета пришлось забыть.
Однако де Вега тайно живет в столице: днем творит сонеты, оды и пьесы, а ночью… Ночью он незаметно пробирается окраинными улочками Мадрида в условленное место, где его уже с нетерпением ждут. Он летит на крыльях любви:
Когда душа к другой душе стремится, Она ослеплена и не страшится…

Сердце замужней женщины по имени Доротея воспылало неземной любовью к пылкому молодому человеку, который был не только очарователен и мил, но и умел облекать свои чувства в звонкие стихи. (Через полвека Лопе де Вега напишет роман «Доротея», где главной героине придаст черты своей давней возлюбленной.)

Но у поэта не только легко рождаются стихи; так же легко он прощается с одной любовью в жадных поисках другой. Новый предмет его всепоглощающей страсти — молодая и красивая вдова Марфисса. Плодом их грешной любви стал сын, немало озадачивший своим появлением юного любовника. Любовь и возможное потомство ему пока казались взаимоисключающими — поэтому грех, который можно было «исправить» же­нитьбою, остался неисправленным, а наш герой пустился в новые любовные приключения.

«Нет для любящих сердец уместней кары, чем… венец»

Эти строки явно были прочувствованы поэтом. Несмотря на многочисленные стремительные романы, в 1584 году, в возрасте двадцати двух лет, неистовый любовник все же… женился. Правда, из­бранницей его стала не Марфисса — не­давняя его любовь, — а Изабелла де Ур-бине, дочь королевского герольдмейстера, незаметно для себя поддавшаяся обаянию молодого поэта, хотя о его ветрености знали все вокруг.
Возможно, любовь к Изабелле со стороны Лопе де Вега объяснялась еще и тем, что она пользовалась большим уважением в высшем свете и обладала довольно крупным состоянием. Однако женитьба не сделала его примерным семьянином и не спасла от жажды новых развлечений и удовольствий.

Вскоре после свадьбы поэт привел в дом «ученицу» по имени Филида! Стоит ли говорить о том, как страдала молодая жена, но бесконечные сцены ревности, устраиваемые ею, ситуации не меняли. Жена была в отчаянии, и это причиняло поэту немало горя. В одном из романсов он обращался к жене: «Пусть небеса осудят меня на вечные вздохи, если я не обожаю тебя и не питаю отвращения к Филиде». Однако другой романс (и еще несколько стихотворений), посвященный «возлюбленной Филиде», говорит о пла­менной любви поэта к «ученице», связь с которой он упорно отрицал.

Другим его увлечением, таким же неис­товым, оставалась литература, где он до­бивался блистательных успехов и в кото­рой, так же, как в театре, началась «эпоха де Вега». С 1585 года в столичных театрах ставили почти исключительно его пьесы, имевшие небывалый успех. Молодой поэт быстро завоевал любовь зрителей, стал поистине народным кумиром. Восхищение им перешло в обожание, по­клонники буквально не давали ему прохода. Стоило Лопе де Вега появиться на улице, как его сразу окружала толпа, женщины выходили на балконы, приветственно махали платочками и, пока не видели мужья, дарили многообещающие взгляды.

Перипетии судьбы

Давно известно: удача и счастье редко задерживаются у кого-либо в гостях на­долго. Не избежал горьких превратностей судьбы и великий драматург.
Казалось бы, все у него идет прекрасно. С 1590 года Лопе де Вега — секретарь у герцога Альбы. Он вполне обеспеченный человек, успешный драматург, у него свой дом, жена и… «ученица».

Нов 1591 году умирает жена Лопе де Ве­га. Ее смерть на время заставила тридца­тилетнего ловеласа отказаться от распут­ного образа жизни, но долго горевать он не умел, или не хотел, и вновь окунулся в негу чувственных наслаждений. Естественно, поэт прежде всего обратил свои взоры на прежнюю возлюбленную — «ученицу» Филиду, связь с которой теперь не было смысла скрывать. Но Фи-лида, увы, перестала отвечать на его ухаживания.
Чтобы пережить такой неожиданный поворот любовной истории и свое отчая­ние, Лопе де Вега поступил на флот: Я знаю твердо, что любовь пройдет, Когда два сердца разделяет море.

Моряк (а тем более военный моряк!) из Лопе де Вега не получился, после кораб­лекрушения он едва спасся и счел за благо покинуть флот и заняться тем, что ему удавалось гораздо лучше — сочинять стихи и любить женшин. Тем не менее, «море разделило сердца», и Филида осталась где-то далеко в туманном прошлом.
Забыть Филиду ему также помогла Хуана де Гвардио — очаровательная дама из хорошей семьи.

Поэт в эти годы работал секретарем сначала у маркиза Малвпика, затем у гер­цога Лемосского. Лопе де Вега исполнилось уже 35 лет, он продолжал все так же неустанно и легко творить — именно к этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Но после столь­ких бурь в жизни начинал подумывать о тихом семейном счастье. И, возможно, продолжая ухаживать за женщинами, «примерялся» к ним: могут ли они соста­вить для него такую удачную партию.
Хуана сумела дать поэту то самое тихое семейное счастье — недаром он воспел свою супругу во многих стихотворениях, а его описания мирной жизни в тихой се­мейной гавани трогательны и нежны.

Поэт-инквизитор

Так продолжалось несколько лет, но судьба, видимо, сочла предыдущие испы­тания недостаточными для Лопе де Вега. И удары ее, неожиданные и безжалостные, вновь посыпались на него.
Сначала умер сын де Вега от Хуаны, а вскоре в тяжелых родах скончалась и она сама, оставив на попечение убитого горем отца младенца — девочку Фелициану.. Напору судьбы противостоял сильный характер Лопе де Вега, но и он уже изне­могал в неравной борьбе. И тогда, как ревностный католик, поэт, считая свои беды Божьим наказанием за грехи, принял решение искупить эти грехи бескорыстной службой святой Церкви.
В 1609 году Лопе де Вега получил звание «добровольного слуги инквизиции», а в январе 1614-го принял сан священника.

Это, по сути, должно было прекратить любовные похождения стареющего поэта, но… победить свою натуру он не смог и все еще надеялся, что «на закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной».

Новоиспеченный 52-летний священник в марте того же года отправился служить мессы в Толедо, где почему-то поселился в доме… актрисы Иеронимы де Бургос. Наверное, было вполне закономерно, что уже через несколько месяцев «добровольный слуга инквизиции» спешно покинул город, чтобы избавиться, как он писал, от сплетен «одной позорной женщины».
В общем, истый слуга Церкви из Лопе де Вега тоже не получился…

Последняя песня любви

Роман с Мартой де Наварес-Сантохо стал последним в череде удивительных любовных приключений прославленного драматурга. Познакомился он с ней в 1616 году. По рассказам очевидцев, у Марты было нежное белое лицо, вьющиеся волосы и глаза, синие и глубокие, как море. Марта понимала и ценила поэзию, что, несомненно, объединяло любовников. Ее ослепил блеск славы де Вега, и она ответила на его страсть.
Марта не могла не видеть разницы между грубым, алчным крестьянином Аяле, своим мужем, и Лопе де Вега, изящным и ласковым, который умел найти подход к любой женщине. Сложился пресловутый любовный треугольник: когда муж Марты уезжал, его место занимал Лопе, терзаемый страстью и ревностью.
Ничего не подозревавший муж признал своею дочь, рожденную Мартой от де Вега, и даже дал ей свое имя — Аяле.

Но, как известно, все тайное… Так и тайна отношений поэта и замужней женщины однажды перестала быть таковой. Последовал страшный скандал. Лопе де Вега готовился к бегству, Марту муж «наградил» побоями, а она потребовала развода. Страсти немного улеглись, когда суд решил дело о разводе в пользу Марты, а муж ее, узнав об этом, скончался от апоплексического удара. Но рейоме пи­сателя, и до этого не самое кристальное, пострадало. Порицание двора отразилось на литературной карьере писателя. Премьеру новой пьесы освистали в театре зрители…

Казалось бы, теперь возлюбленные могут соединиться. Но что-то было уже не так, и совместна жизнь у них не получилась. Лопе де Вега воспел свою последнюю любовь под именем Амарилья и посвятил ей несколько драматических произведений.
А окончание этой истории оказалось очень печальным: Марта заболела, болезнь затронула ее рассудок; через не­сколько лет сумасшедшая Марта ос щ с ил a и вскоре умерла.

Вечно молодая муза

Лопе де Вега снова пытается найти выход из горестного своего положения в делах церковных: с 1624 года он возглавил братство служителей инквизиции. Но даже под сенью Церкви защититься от без­жалостной судьбы ему не удалось: не­счастья преследовали его. Дочь Марчел-ла, стыдившаяся беспутной жизни отца, решила скрыться от общества и удалилась в монастырь. Другая дочь, Антонина, тайно убежала из дома сосвоим любовником. Сын, перенявший авантюрный характер отца, отправился в далекую экспедицию с ловцами жемчуга и погиб во время кораблекрушения.
Жадный искатель любви и приключений, обогативших его сюжетами и жизненными коллизиями, неуемный авантюрист, счастливо избегавший казалось бы неминуемой расправы, неудавшийся воин, так и не сделавший ни одного выстрела по врагу, распутный монах, бичевавший себя до крови и отказывавшийся от пищи в надежде искупления грехов — Лопе де Вега до последнего мига своей жизни оставался верен своему главному предназначению — творить. За четыре дня до смерти великий испанец закончил поэму «Золотой лев» — произведение грандиозное, замечательное по силе, гармоничности и прелести стиха.

…Любовь, сопровождавшая писателя многие годы, не была той любовью ро­мантика, о которой поют серенады под окнами утонченной дамы. Но без этой любви, ставшей для него Музой, возможно, и не было бы замечательных произведений, которыми мы сегодня восхищаемся.

Костер любовных страстей в душе Лопе де Вега угас, но даже тлеющие угли воспоминаний о былом подогревали до последнего мгновения творческий пыл этого человека, посвятившего себя ис­кусству и любви — и до последнего мгно­вения рядом с состарившимся Поэтом оставалась его вечно молодая Муза!..

загрузка...