Страсти по Моцарту


Констанция Вебер появилась в жизни Вольфганга Амадея Моцарта в один из самых трудных моментов его жизни и осталась с ним до конца — его тихая Муза, возлюбленная, хранительница семейного очага и верный друг.

Несправдливый суд

То, что записано в истории музыки о Констанции Моцарт — не все справед­ливо. За два столетия, прошедших со дня смерти ее великого мужа, каких только обвинений не прозвучало в ее адрес от искусствоведов, литераторов, музыкантов! «Кокетка» и «пустышка», «балаболка» и «глупая курица», которой (естественно!) не место рядом с гением. Один из «исследователей» творчества Моцарта даже назвал ее «необразованной и немузыкальной»! Это сказано про ту женщину, которой Моцарт доверял исполнение на концертах арий из своих опер, церковных месс! Про ту женщину, с которой Моцарт обсуждал свои идеи, планы и к советам которой прислушивался!
Конечно, у Констанции Вебер были недостатки. Но великий Моцарт нашел в ней то, чем очень и очень дорожил и что согревало его девять лучших лет жизни, — любовь!

Музыкальный вудекид

Один из крупнейших пианистов XIX века А. Г. Рубинштейн назвал Моцарта «вечным солнечным светом в музыке». И действительно, музыка этого вели­чайшего композитора — будто игра солнечных лучей, даже драматические и трагические темы его произведений словно пронизывает волшебный свет, и музыка звучит легко, свободно, смело и жизнеутверждающе-празднично!
Тем важнее отметить, что жизнь самого Моцарта отнюдь не была безоблачной — вся она оказалась невероятным смешением праздника и печали, вос­торженных оваций публики и холодной неприязни сильных мира сего, упорного труда, удач, роскоши и прозябания в жесточайшей нищете…

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году, его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских му­зыкальных педагогов, и уже в три года Вольфганг вполне прилично музици­ровал, а в 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и старшей дочерью Анной, также замечательной исполни­тельницей на клавесине, артистическое путешествие. За четыре года юные да­рования с отцом объехали почти всю Европу, и всюду их сопровождал успех. Конечно же, особенное удивление и восторг возбуждал маленький Воль­фганг.

За годы этого турне Моцартам удалось покорить и широкую публику, и притязательных музыкантов, и элитарные круги. Они удостоились приема при дворе Людовика XV и выступления в роскошном Версале, буквально через несколько дней после приезда в Лондон были приняты королем Георгом III, а путешествуя с выступлениями по Италии в 1770 году, были приглашены на аудиенцию в Ватикан, где папа римский Климент XIV пожаловал Вольфгангу орден Золотой шпоры!

Когда Моцарту минуло 17 лет, он был автором уже 4 опер, нескольких духов­ных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонат и множества мелких композиций.

Заговор против гения

Несмотря на музыкальные успехи, материальное положение Моцарта, пе­решагнувшего двадцатилетний рубеж, было не блестящим.
В те времена для людей творческих профессий — музыкантов, художников — своеобразной нормой считалось на­ходиться под чьим-то покровительством, имея, соответственно, место службы и постоянные заказы.

Искусствоведы теряются в догадках, почему так резко изменилось отношение к Моцарту со стороны власть имущих. Но это факт: словно какой-то заговор был составлен против него, и с конца 1770-х годов его окружала глухая непробиваемая стена. Ни в одном из тогдашних музыкальных центров Европы гениальный музыкант — не только композитор, но и прекрасный испол­нитель и дирижер — не смог получить места. Лишь в 1779 году Моцарт занял скромную должность придворного ор­ганиста в одном из соборов своего род­ного Зальцбурга. Но через некоторое время Моцарт оставляет ее и, как бы мы сказали сегодня, переходит на про­фессиональное положение, став первым в истории независимым музыкантом!

Моцарт дает уроки, сочиняет контр­дансы, вальсы и даже… пьесы для стенных часов с музыкой, играет на вечерах аристократии. И пишет новые про­изведения! Творит он легко и вдохно­венно, и с каждой новой оперой твор­ческая сила и новизна приемов Моцарта проявляются все ярче и ярче.

В 1778 году Моцарт знакомится с се­мейством музыканта Фридолина Вебера…

«Констанция, Констанция, Констанция…»

В семье Веберов пели все дочери (их было четверо), унаследовавшие музы­кальные способности от отца. Но самый красивый и сильный голос, обещавший прекрасную карьеру певицы, был у шестнадцатилетней Алоизии. Моцарт увлекся ею, и для своей прелестной возлюбленной написал несколько блестящих концертных арий, мечтая о том, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх.

Совместные выступления с Моцартом, его пьесы открыли перед молодой певицей двери желанных салонов — Алоизия Вебер вскоре стала модной певицей, а затем была принята в труппу придворного венского театра. Но все благородные и бескорыстные поступки Моцарта не смогли зажечь в ее сердце ответного чувства и… в его душе трепетный огонек любви вскоре тоже угас. Видимо, композитор понял, что женщина, подобная Алоизии, не сможет дать ему подлинного счастья и свою судьбу следует искать в другом месте. Но он ошибся, судьба ждала его именно там, но… в’лице Золушки — так называли в семье Веберов Констанцию, донашивавшую платья старшей сестры и вечно хлопотавшую по дому.

Избавившись от чар Алоизии, Моцарт наконец разглядел ее сестру, и оказалось, что Констанция девушка не только симпатичная — с хорошей фигурой и живыми карими глазами, шаловливо посматривающими из-под темных кудрей, которая и поет, и играет на фортепьяно, и отлично танцует, — но и обладающая золотым сердцем, да к тому же — великолепная хозяйка.

В 1781 году Моцарт много и плодо­творно работает, а все свободное время проводит с Констанцией, черпая в об­щении с ней небывалое вдохновение.
26 января 1781 года в Мюнхене с ог­ромным успехом прошла премьера оперы «Идоменей, царь Критский» — первая «взрослая» опера композитора, продемонстрировавшая мастерство ор­кестровки и богатство мелодических линий.

Воодушевленный Моцарт пишет новую оперу — и вновь публика рукоплещет, овации не смолкают подолгу. Опера «Похищение из сераля», поставленная весной 1782 года, принята публикой с небывалым энтузиазмом. В этой, во многом новаторской, опере Моцарт увековечил и свою любовь к невесте, назвав главную героиню ее именем.
К тому времени Констанция Вебер уже была для Моцарта именно невестой — и никак иначе. Ни противодействие матушки Констанции, ни резкие возражения отца Вольфганга не изменили решения влюбленных — 4 августа 1782 года Вольфганг Моцарт и Констанция Вебер обвенчались.

Любовь и опера

Практически во всех зрелых произве­дениях Моцарта, несмотря на их внеш­нюю беззаботность, присутствует тема грусти и печали. Но в жизни он искал радости. В шутках, дружеских пирушках, в забавах с детьми и собаками, ре­бячливых проделках. И больше, чем кто-либо, эту радость ему дарила Констанция. Именно ей посвящал Моцарт нежные, полные любви письма: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».

Несмотря на потерю четверых детей (выжили только два сына), постоянные житейские передряги, частое отсутствие денег Моцарт все-таки был счастлив в личной жизни с Констанцией — своей «любимой женушкой» и Музой.
Они хорошо подходили друг другу. Констанция никогда не жаловалась на трудную жизнь и почти постоянное от­сутствие денег.

Муза композитора знала наизусть почти все его произведения. Она была первой слушательницей, первая пропе-вала дома все женские партии под аккомпанемент мужа. Особенно любил он в ее исполнении арию из оперы «Идоменей» и часто просил ее спеть.

Родство душ, полное взаимопонимание с Констанцией вдохновляли композитора. И девять лет, что отвела им судьба для счастья и совместной жизни, оказались самыми плодотворными в его творчестве.

Он работал не только вдохновенно, но и очень быстро — музыка жила в нем, идеи и музыкальные образы рождались один за другим и немедленно переносились на бумагу.
Примером невероятной быстроты со­чинения может служить один из самых блистательных шедевров Моцарта — опера «Женитьба Фигаро», поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. Она была написана в 1786 году всего за полтора месяца!
Не успели отгреметь премьерные ова­ции «Женитьбе Фигаро», а композитор торопит своего друга Лоренцо да Понте с либретто «Дон-Жуана»! Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, впервые увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

А еще через три года закончена заняв­шая самое видное место в творчестве Моцарта опера «Волшебная флейта», также имевшая колоссальный успех. И в этом произведении вновь присутствует образ Констанции — она стала про­тотипом одной из героинь.
Кроме опер, Моцарт успевает создавать множество других, меньших по объему, но не менее значимых произведений — симфонические концерты, мессы, — занимается преподавательской деятельностью, дает концерты в разных городах и странах.

Проигравший гений?

Констанция принадлежала к типу женщин, которые полностью перенимают стиль и образ жизни супруга. Она стала полной копией своего мужа. И в этом ее до сих пор упрекают искусствоведы всех мастей: «безалаберная», «лег­комысленная» , «нехозяйственная»… Никто не вспоминает, что когда Кон­станция вторично вышла замуж за дип­ломата Ниссена, то она была образцом домовитости и экономности.
В лучшее время годовой доход Мо­царта составлял 10 тыс. флоринов. Для сравнения: если музыкант зарабатывал в год 500 флоринов, он уже считался состоятельным человеком. Но супруги одинаково беспечно относятся к ведению финансовых дел, да и живут не по средствам. Они получают удовольствие от жизни, очень любят принимать гостей, на что щедро тратят огромные суммы — и их деньги всегда тают с фантастической скоростью, несмотря на то, что Моцарт время от времени получает немалые гонорары. Такой образ жизни был необходим для поддержания особой атмосферы праздника, в которой создавалась великая музыка. Но за праздником наступало безденежье. Семья закладывала фамильное серебро в ломбард, а когда не находилось денег для покупки дров, они танцевали, чтобы согреться…

Необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, к сожалению, стала главной причиной расстройства его здоровья. И в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года его не стало. Ему было всего 35 лет!

Сражение с судьбой за благополучие семьи гениальный композитор проиграл. Но он выиграл другую битву, для нас, потомков неизмеримо более важную. Своей музыкой Вольфганг Амадей Моцарт покорил мир!

С видом на площадь Моцарта.

В одном из писем к сыну Леопольд Моцарт подчеркивал, что Вольфганг должен завоевать мировую славу и из­вестность. Моцарту это удалось…

После смерти мужа Констанция Моцарт вместе с друзьями композитора очень многое сделала для пропаганды музыки своего мужа. Она ездила по Европе, устраивая концерты произведений Моцарта, вместе с сестрой Алои-зией исполняя оперные партии.
В 1809 году она вышла замуж за дат­ского дипломата Георга Ниссена. Они посвятили почти двадцать лет обработке моцартовского архива и кропотливому собиранию материалов к биографии великого композитора; в 1828 году вышла в свет книга — результат их тру­да.

…К Моцарту (посмертно!) постепенно приходит настоящее признание — мир открывает для себя гениальность его музыки. Почитание Моцарта набирает силу. И пожилая Констанция сполна наслаждается отсветом славы своего великого мужа.
За год до смерти, в 1841 году, в воз­расте семидесяти восьми лет Констанция, жившая к тому времени на родине мужа, в Зальцбурге, переехала в дом на площади, которая сегодня носит имя Моцарта. Из окна она видела, как идет подготовка к сооружению памятника теперь уже признанному всем миром гениальному композитору. Ее мужу, ее милому Вольфгангу…

загрузка...